Сейчас в Кыргызской республике два государственных театра кукол.
Главному республиканскому театру кукол, который находится в столице г. Бишкек по улице Советская 230а. Осенью 2004г. Исполняется 65 лет.
Требования к репертуару, к изобразительной культуре постановок, к мастерству режиссеров и актеров год от года растут. Это достигается, прежде всего, тем, что серьезное внимание стали уделять профессиональной подготовке кадров-режиссеров, художников и актеров-кукловодов.
Одновренно с профессиональным ростом коллектива и улучшением организационно-материальных условий работы происходит качественные изменения в самом искусстве играющих кукол.
КГТК укрепился в понимание своего искусства как иносказательного, говорящего о правде жизни языком свободного поэтического вымысла.
Имитационность, погоня за внешней достоверностью в изображении действительности уступили место более условному типу обобщения. Куклу, внешне копирующую живое существо, заменила обобщенная, лаконическая кукла, отвечающая эстетическим законам современного театра.
Изменения в стиле и технологии театральных кукол повлекли качественные изменения в режиссуре и в мастерстве актера. Более конкретное понимание творческой сущности театра кукол помогло усилить работу по созданию своей особой драматургии. Переход театра кукол на современные эстетические позиции и его возросшие творческие возможности настоятельно потребовали перехода к новой, оригинальной драматургии, значительно вехой на этом пути стало обращение театра к пьесе И. Штока « Божественная комедия ». Философско-юмористическая притча о человеке, который утверждает себя как личность в столкновении с богом и дьяволом, потребовала совершенно новой формы спектакля, сочетая живого актера и куклы.
Новая драматургия ставит перед актерами театра задачу создания характеров, которые раскрываются в психологически насыщенном действии, часто даются в становлении, в развитии. Одна из существенных особенностей современной драматургии повышенное внимание к языку, к ритму и звучанию словесных диалогов. В пьесах, создаваемых поэтами, прозаический текст непосредственно переходит в стихотворный, служащий основой для песен. Важным компонентом современных спектаклей стала музыка. Часто она пронизывает весь спектакль, выступая в органическом сочетании со сценическим действием и повышая его эмоциональность. К примеру, такие спектакли, как « По щучьему велению », « Волшебная лампа Аладдина », « Аленький цветочек », « Теремок » и т.д.
Многие театры имеют своих композиторов, также как и мы, которые участвуют в создании спектаклей вместе с постановщиками. А наши современные авторы дают свободу своему творческому воображению и, не приспосабливая свои замыслы к сегодняшней технологии, вместе с тем стимулируют театр к поискам новых форм. В результате у нас возникают новые системы кукол, новые способы управления ими. В театр на смену ширме, скрывающей актеров, пришли к нам разнообразные планировки пространств, позволяющие режиссерам выявить в движении динамику действия, добиться пластической выразительности мизансцен. Лучшие пьесы позволяют нам создавать на их основе очень разные по форме спектакли. Открытия в области сценографии и технологии театральных кукол распространяются у нас также на создание спектаклей, написанным в прежние годы. Показательным является постановка И. Штока « Божественная комедия ». У нас режиссеры нашли свои сценические приемы, сохраняя при этом верность идейному содержанию пьесы, широко они использовали возможность « черного кабинета ».
Наш театр кукол играет свои спектакли не только на языке данного государства, но и на русском. Имеется своя русская труппа, организованная на базе коренной русской национальности. Такая творческая связь внутри одного коллектива, где работают труппы на двух языках, способствуют жанровому и стилевому многообразию искусства современного театра кукол. Лучшие пьесы переводятся на язык как с русского на кыргызский, так и наоборот. И входят в репертуар театра. Одновременно рождаются взаимовлияние искусства режиссеров, художников, актеров.
В нашем театре национальная драматургия создается преимущественно в содружестве литераторов. До сегодняшнего дня большое место в ней занимают инсценировки фольклора. Внимание постановщика привлекают обрядовые игры, народные песни, танцы.
Одновременно ведется большая работа по созданию новой национальной драматургии, оригинальных пьес, иносказательно отображающих современную жизнь.
В сценическом искусстве наших дней несравненно шире, чем прежде, используется богатство национального изобразительного искусства, художественных народных промыслов. Здесь наши художники находят черты, близкие эстетике современного театра кукол. Такое обращение характерно при постановке пьес по мотивам кыргызского фольклора. В ряде спектаклей есть куклы у нас, которые своим обликом напоминают кыргызскую деревянную и глиняную скульптуру малых форм, народную игрушку. В элементах оформления прослеживаются стилизованные предметы народного обихода.
Для развития нашего театра большое значение имеет обмен творческим опытом с зарубежными театрами. Наши работники театра кукол имеют возможность участвовать в фестивалях, устраиваемых в различных странах: Никарагуа, Афганистан, Индия, Пакистан, Турция, Лаос, Вьетнам и т.д., также Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения.
В современном театре и у нас особенно велика роль режиссера-руководителя творческого коллектива и организатора спектакля. Уровень режиссуры заметно повышается. В большой степени это связано с системой подготовки кадров, с характером учебного процесса, объединяющего будущих режиссеров и будущих художников. Проблемы режиссуры рассматриваются в их неразрывной связи с тем новым, что возникает в драматургии, а также с поисками художников, с методами работы актеров, создающих роли в спектаклях.
Основной проблемой, ждущей практического разрешения, в настоящее время являются творческие взаимоотношения режиссера и художника. Режиссерское решение кукольного спектакля, как правило, неотделимо от его изобразительного решения. Слитность функций режиссера и художника в создании замысла спектакля есть специфическая черта театра кукол.
Несмотря на то, что процесс обучения подготавливает режиссера и художника к взаимопониманию на основе знания профессий друг друга, в практической работе необходимое взаимопонимание достигается не сразу. Есть много талантливых, квалифицированных режиссеров и художников, много художественно целостных спектаклей, в которых достигнуто единство режиссерского и изобразительного решения, но подлинное творческое содружество режиссера и художника еще не является постоянным и определяющим фактором. Тем не менее, в ряде театров, так же как и у нас, такое содружество уже намечается, и в этом-залог дальнейших успехов нашего театра кукол. Сейчас наши постановщики стремятся не изображать события, а выражать их образную сущность через метафоры, ассоциации. Внимание сосредотачивается на выразительных средствах, свойственных нашему театру кукол. Образность литературного первоисточника переводится в зримую образность, создаваемую с помощью предельно обобщенных кукол. Такие поиски в области содержания и формы спектакля явственно выступают в репертуаре, адресованном взрослому зрителю (В.Шукшин « До третьих петухов »; Ч.Айтматов « Найман-эне » и т.д.)
Одной из проблем, волнующих наших актеров, является проблема сценической правды.
В период преобладания имитационного искусства мастерства актера находилась под большим влиянием драматического театра. Актер с куклой мог создавать сложный сценический образ, воспроизводя в кукле поведение живого существа, насыщая жизнь своего героя и мыслью и чувством. Он умел поддерживать контакт с партнерами, внешне выражая его через пластику куклы и интонацию речи, исходящей как бы от куклы. Сейчас, в современном театре кукол, понимание сценической правде и требования подлинной жизни актера в образе остались неизменными, однако выражение сценической правды стало иным. В наших сегодняшних спектаклях она появляется в самых разных формах. Отказ от Имитационности в драматургии и в самой кукле требует от актера специфических средств для « одушевления » куклы, передачи через нее внутреннего мира образа. Для каждого спектакля теперь актерам приходится искать такую пластику куклы, которая отвечала бы жанру и стилю постановки. Иными словами, жизнь куклы подчинена тем же законом обобщения и стилизации, что и ее внешний облик.
Метод действенного анализа, разработанный К.С.Станиславским в драматическом театре, творчески претворяется в работе наших сегодняшних режиссеров-кукольников.
Изучая обстоятельства роли, актер изучает одновременно возможности куклы. Отбор пластических средств осуществляется при непосредственном участии режиссера, добивающегося верного выражения своего замысла в сценическом ансамбле и выступающего как автор мизансцен, которые образно выявляют сущность действия. Ассоциативная образность, найденная постановщиком, становятся впечатляющей, вступая в союз со сценической правдой искусства актера-кукольника. Импровизационность, являются сутью актерского искусства, находит непосредственное выражение в спектаклях, разрушающих традиционную ширму, скрывающую актеров от зрителей.
Практика сегодняшнего Кыргызского театра кукол дает много примеров того, как раскрываются творческие индивидуальности актеров-кукольников, благодаря многообразию сценических форм, требующих от исполнителей ролей постоянной мобилизованности и мобильности.